История вопроса

Слышали ли вы об одном удивительном явлении последних лет — о том, что учёные называют «мудростью толпы», или коллективным разумом? Обнаружено, что при определённом соединении между собой люди создают такую схему взаимодействия, которая выявляет внутреннюю скрытую силу в природе, общую, интегральную, коллективную – так, что можно её чувствовать, пользоваться её плодами. 

Удивительные, невероятные истории о «мудрости толпы»

Вы знаете историю про фестиваль фермеров, на котором участники на глаз оценивали вес быка?

Тот, кто делал это наиболее точно, получал приз. Люди по одному делали свои предположения, и ошибались. Британский ученый Фрэнсис Гэльтон, проводивший этот эксперимент  в 1906 году, несомненно, полагал, что средний прогноз восьми сотен, случайно пришедших на выставку фермеров, будет очень далёк от истины. Чтобы убедиться в том, что толпа безумна, непредсказуема и ошибается, он и провёл этот фантастический эксперимент. Обратимся к его книге:

«Казалось очевидным, что коллективное решение толпы, состоящей как из мудрецов, так и из людей посредственных и недалеких, скорее всего окажется неудачным. Но Гальтон ошибся. Толпа предположила, что вес быка, после того как его забьют и освежуют, составит 1197 фунтов. После того как его действительно забили и освежевали, оказалось, что бык весил 1198 фунтов. Иными словами, оценка толпы оказалась очень точной. Возможно, в конечном итоге селекция не так уж много значила. Позднее Гальтон писал: «Результат был в большей степени в пользу надежности демократических суждений, чем того можно было ожидать». Это было явное преуменьшение.

В тот день Фрэнсис Гальтон открыл для себя простую, но яркую истину, по сути — лейтмотив этой книги. Группы обладают выдающимся коллективным интеллектом и способны продуцировать решения, которые гораздо более проницательны, чем выводы самых умных участников. Более того, чтобы толпа была мудрой, совершенно не требуется, чтобы ведущие роли в ней играли исключительно умные люди. Даже если большинство участников группы недостаточно осведомлены или профессиональны, группа все равно способна прийти к мудрому коллективному решению. …Как правило, мы располагаем меньшим объемом информации, чем нам хотелось бы. Наши представления о будущем ограничены. Большинство из нас не утруждают себя проведением анализа предполагаемых усилий и ожидаемых результатов. Вместо поиска лучшего решения мы зачастую довольствуемся достаточно хорошим. А как часто мы формируем суждения под влиянием эмоций! И всё же, несмотря на все эти ограничения отдельных несовершенных суждений, сведенные воедино верным способом они трансформируются в потрясающе проницательный коллективный разум».

В книге «Мудрость толпы» финансовый аналитик New York Times и Wall Street Journal, журналист Джеймс Шуровьески приводит множество подобных примеров.

Любопытен эксперимент с 850 мармеладными драже в банке, проведенный профессором экономики Джеком Трейнором. Средняя оценка пятидесяти студентов — 871 горошина. Только один из них при этом был более точен.

Физик-теоретик Н.Л.Джонсон проводил исследования в этом же направлении. Он создал компьютерную модель лабиринта и попросил множество испытуемых пройти его. Чтобы сделать это, людям потребовалось в среднем совершить 34,3 попытки. Они путались и возвращались к началу. Когда он разрешил оставлять знаки на пути, число попыток сократилось в среднем до 12,8. Физик провел анализ того, какими путями все двигались. На каждой развилке — направо или налево — он оставил только решение, которое принимало большинство. Исходя из самых популярных решений, он выстроил «коллективный» путь. Каково же было его удивление, когда он убедился в том, что, следуя «мудрости толпы», человек прошел бы этот лабиринт всего за девять попыток!

Один из выводов автора книги такой: «Попросите сто человек ответить на заковыристый вопрос или решить задачку и “средний ответ” в большинстве случаев окажется столь же качественным, что и ответ самого эрудированного участника группы. Принято думать, что среднее — это заурядное. Но в случае принятия решений дело обстоит как раз наоборот. Мы словно запрограммированы на коллективную мудрость».

Чудеса природы, и не только

Вы когда-нибудь видели, как, совершенно и синхронно, движутся в небе сотни, тысячи птиц? Повинуясь неведомому зову, они поворачивают налево и направо, неожиданно падают вниз или рвутся изо всех сил вверх – все вместе! Черные точки, колеблющиеся в небе, образуют, один за другим, внезапные и непредсказуемые геометрические узоры. Что движет ими? Почему они все, как один, делают одни и те же движения – в одну и ту же секунду? Как они чувствуют друг друга? Какая сила  связывает их между собой?

То же самое происходит и с дружным семейством рыб. Их загадочные движения, их прекрасный танец, — всё это сотни раз записано на видео, и эти кадры легко найти в Интернете.

Не только птицы и рыбы – множество представителей животного и растительного мира порой действуют удивительным для нас, сказочным образом – и, судя по всему, с отменным настроением.

Они делают все, — живут и развиваются, поддерживают и оберегают друг друга — как части единого целого! Не как мы – каждый за себя и сам по себе.

Учёные говорят – ими движет коллективный разум.

Тему коллективного разума и «мудрости толпы» затрагивает  американский журналист Джона Лерер, в своей книге-исследовании «Вообрази. Как работает креативность». Исследуя вопрос решения задач в мире науки, он приводит пример профессора из Kellogg School of Management, Бена Джонса. Тот обнаружил, что современные ученые стремятся объединяться в команды. Он изучил 19,9 миллионов работ и 20,1 миллион патентов последних 15 лет и выяснил, что в подавляющем большинстве случаев они были результатом командной работы, рост которой составил 20 процентов за десятилетие.

«Если раньше чаще всего цитировали работы гениев-одиночек вроде Эйнштейна или Дарвина, то теперь, как выяснил Джонс, лучшими исследованиями становятся те, что были проведены научными коллективами. Не имеет значения, работали они в сфере физики элементарных частиц или человеческой генетики: научные статьи, написанные группой авторов, цитируются в два раза чаще, чем написанные одиночками…

Этому есть простое объяснение: решение самых серьезных проблем требует опыта людей с самыми разнообразными знаниями, способными навести мосты между не связанными друг с другом дисциплинами. До тех пор пока мы не разделим свои идеи с другими, мы не выберемся из мира неразрешимых, как нам кажется, проблем. Мы можем или работать вместе, или переживать провал в одиночестве». 

Сильный вывод, не правда ли?

Рассмотрим пример невероятно успешной работы анимационной студии Pixar. В 1995 году студия выпустила полнометражный мультфильм «История игрушек», и далее – еще десять. Каждый  продукт становился очень популярным, зарабатывая в мировом прокате по 550 миллионов долларов в среднем. На счету студии – четыре «Оскара», шесть «Золотых глобусов» и три «Грэмми».

В чём тут дело?

Конечно же, в «мудрости толпы».

Творческий процесс студии содержит в своей основе сотрудничество, общение, постоянный обмен информацией. Стив Джобс, один из основателей студии, построил ее главный офис в виде огромного просторного атриума, лишенного перегородок. В центр он поместил конференц-залы, столовую, кафе, магазины. Там же он расположил почтовые ящики, и даже туалеты – так, чтобы, направляясь к ним, человек проходил через все пространство атриума. Зачем?  Ответ очевиден: чтобы люди встречались друг с другом, делились последними новостями, творческими планами, идеями.

«Сначала я решила, что это самая дикая в мире идея, — говорит Дарла Андерсон, исполнительный продюсер нескольких пиксаровских фильмов. – Что если я бегаю в туалет каждые полчаса? Я совершенно не хочу каждый раз проходить через атриум. Это напрасная трата времени. Но Стив сказал: У всех должна быть возможность кого-то случайно встретить». Он и в самом деле верил, что лучшие встречи случайны. Например, в холле или на парковке. И знаете что? Он был прав. Я работала гораздо эффективнее, беседуя с кем-нибудь за тарелкой с хлопьями или встречая кого-то на пути в туалет, чем сидя у себя за столом». Брэд Берд, режиссер «Суперсемейки» и «Рататуя», с этим согласен: «Атриум действительно может казаться самым ненужным помещением в здании. Но Стив заметил, что самое интересное начинается, когда люди встречаются случайно, устанавливают зрительный контакт друг с другом».
На студии знают, что болтовня сотрудников не напрасная трата времени и что случайные разговоры являются неиссякаемым источником новых идей. Именно благодаря этому студия усвоила один из самых важных уроков коллективного творчества: наиболее новаторские команды состоят из знакомых и незнакомцев…».  

Интересно, правда?

Кстати, каждый новый рабочий день на студии начинается с того, что несколько десятков людей собираются в смотровом зале, чтобы совместными усилиями проанализировать созданный накануне материал, — все внимательно просматривают его, и каждый высказывает свое видение того, как сделать этот эпизод еще лучше.    

На законах «мудрости толпы» основана поисковая система GOOGLE — один из самых успешных проектов нашего времени. Рынки акций, если присмотреться к ним внимательнее, подчиняются этим же правилам. Кстати, именно по этой причине так трудно выиграть в спортивном тотализаторе.

Итак: если толпа действительно так мудра, кто ещё пользуется этим?  И каким образом? И к каким последствиям это приводит?

«Круглые столы» и хорошее настроение

Круглые столы. Этим инструментом, использующим коллективный разум, давно пользуются политики, управленцы, бизнесмены и экономисты. Они заметили, что, если решать какой-то вопрос совместно, по определенным правилам, то обсуждение идет конструктивно, и результаты его удивляют. Можно решить практически любую проблему!

Каковы их правила? Они очень просты. Вот что пишут в Википедии:

  • цель обсуждения – обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
  • все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);
  • все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

«Для того чтобы решить проблему, нужно перейти на другой уровень мышления — не индивидуальный, а общий. И для решения любой проблемы нам нужно просто подняться над отдельными «Я» к нашему «МЫ».

Эти маленькие усилия приподняться над своим индивидуализмом, даже вопреки внутреннему сопротивлению, складываются вместе, и тогда в центре круга – на соединении между нами — мы начинаем ощущать нечто новое, очень хорошее, очень доброе, очень приятное. И по-настоящему умное.

Словно сама природа нам помогает. Она входит в наши отношения, улучшает взаимопонимание, помогает сделать правильный выбор. Договориться. Найти единственное решение, устраивающее всех.

И оно находится. Как правило, это единственное решение не исходит от какого-то конкретного человека — того или иного. Умного или еще умнее. Везучего или догадливого. Нестандартно мыслящего или очень опытного. Оно идет из того места, которое называется «связь между нами». Мы превращаемся как бы в единый организм, где миллиарды разрозненных клеток соединены и наделены общим, интегральным, на несколько порядков более развитым сознанием, доступным, кстати, как всему организму, так и каждой отдельной клетке, участвующей в его образовании.

Это феномен, который нам сложно понять и объяснить, но главное, что это есть и это работает! Собственно, большинство из нас не могут объяснить ни принцип работы телевизора, ни тем более самолета – он ведь такой тяжелый, как он летит? Да и какая мне как обывателю разница, когда я использую инструменты, машины, компьютер, бытовые приборы, как это работает. Я жму на нужные кнопки и всё».

Эта связь дарит решение проблем, в том числе семейных.

Она дарит нам хорошие ощущения – тепло, уверенность, радость.

Она дарит нам хорошее настроение.

Вы не верите?

Лет десять назад, феноменом «мудрости толпы» и коллективного разума заинтересовалась международная команда практиков-профессионалов: психологов и педагогов, бизнес-тренеров и воспитателей, экономистов и управленцев, учителей и врачей. Люди этой команды поставили перед собой возвышенную цель: изучить на практике как можно решать с помощью силы коллективного разума проблемы не только управления и бизнеса, но и семейных отношений?

Эти специалисты провели сотни «круглых столов» с участием самых разных людей. Их результаты удивительны, невероятны, революционны. Они назвали себя «Академия супружества», и разработали для вас эту методику.